1 вар. Цыбулько 2014. Текст по С. Л. Львову

(1)Посчастливилось тем, кто воспитывался в семье, где господствовали взаимное уважение, вежливость и деликатность. (2)Тем, кто рос в семье, где родители и дети неизменно приветливы друг с другом, где никогда не звучали ни грубое слово, ни раздражённый ответ, где всем было интересно вести друг с другом «разговоры на возвышенные темы». (З)Такие люди спустя долгие десятилетия вспоминают это как величайшее благо. (4)А в семье, где господствовал грубый, неуважительный тон, это тоже запоминалось на всю жизнь. (5)Как душевная травма, от которой человек избавлялся годами, а иногда не мог избавиться и всю жизнь.

(6)Двадцати шести лет от роду А.П. Чехов написал своему старшему брату, художнику Николаю Чехову:

(7)«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям.

(8)Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

(9)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (10)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (11)Так, например, если Пётр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра, то он поспешит к ним...

(12)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (13)Не лгут они даже в пустяках. (14)Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.(15)Они  не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... (16)Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... (17)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(18)Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. (19)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (20)0ни не говорят: (21)«Меня не понимают!» или «Я разменялся на мелкую монету!..», потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво...

(22)Они     не суетны...
(23)Если    они имеют в себе талант, то уважают его. (24)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

(25)Они     воспитывают в себе эстетику».
(26)Для     А.П. Чехова те качества, которые представляются иным помехой в отношении с окружающими — мягкость, вежливость, уступчивость, выдержка, чистосердечность, — кажутся не недостатками, а ценностями. (27)Эти ценности надобно завоёвывать трудной работой самовоспитания. (28)Если же эти качества даны домашним воспитанием, этому можно только радоваться.

(29)Но как быть, если сталкиваешься с грубостью, слышишь бранные слова, видишь развязные манеры? (30)Попробовать самому перенять эти манеры? (31)Быть не таким, какой ты есть, а «казаться»? (32)Казаться хуже?

(ЗЗ)Уважения товарищей таким путём не заслужишь. (34)Неестественное поведение

всегда воспринимается как фальшь, а если добиваться, чтобы это поведение стало привычным, ничего, кроме вреда, из этого не вышло бы. (35)Внешнее поведение человека не безразлично по отношению к его внутренней сущности. (36)Если человек деликатный, воспитанный, мягкий начнёт употреблять грубые слова, попробует вести себя развязно, вряд ли это пройдёт для него безболезненно. (37)Можно и не
заметить, как взятые напрокат грим развязности, маска фамильярности, костюм грубости прирастут к тебе, внешняя грубость почти с неизбежностью породит грубость внутреннюю, от которой нелегко избавиться.

(38)Но если человек всегда остаётся самим собой (разумеется, если его сущность

требует не переделки, а развития в уже существующем добром направлении), он пусть не сразу, но завоюет уважение окружающих.

(39)По-настоящему воспитанный человек твёрдо сохраняет линию своего

поведения, но никогда не ведёт себя так, чтобы его друзьям это казалось демонстрацией превосходства. (40)Нетрудно быть воспитанным, деликатным, вежливым в стенах своего дома, если дома все вежливы. (41)Куда труднее на улице, где пошлости, к сожалению, хватает. (42)Пресечь пошляка и грубияна, если вы мужчина, и не опускаться до разговора с ним, если вы женщина, — тоже не так-то просто. (43)Поэтому отстоять свою линию поведения, приветливого и вежливого, сохранить в душе поэтическое отношение к жизни, не закрывая глаз
на её прозу, — для многих это и значит быть, а не казаться.

(По С. Львову*)


*Сергей Львович Львов (1922-1981) — прозаик, критик, публицист, автор статей

о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий