28 вар. Цыбулько 2013. Текст по А. Лиханову

(1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:

(2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?

(3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи черные, очи страстные», жалелыцица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.

(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (6)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.

(8)— Тогда — голод, — тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь-то? (10)Не голод, не война. (И)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.

(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.

(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.

(22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.

(25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, - отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем. (30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?

(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (33)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.

(34)Отчего это? (35)Почему? (36)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.

(По А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства.

1 комментарий:

  1. Альберт Лиханов поднимает проблему, которая никого не может оставить равнодушным – проблему сиротства. Почему в мирное и благополучное время появляются сироты? От чего это зависит? эта проблема настолько остро стоит в обществе, что рассуждают о ней практически все. В рассказе о простой женщине Лепестинье, которая никак не может понять, почему родители бросают своих детей, А.Лиханов тонко смещает акцент с, казалось бы, очевидной жалости к сиротам на ответственность человека за судьбу детей. Бездетная Лепестинья готова взять ребенка из детдома, потому что иметь детей, любить их и заботиться о них – естественное качество и потребность человека. Автор приходит к выводу: сиротство при живых родителях – качество, недостойное человека, и он очень рад, что таких, как Лепестинья, все-таки больше в мире.
    Во всем можно согласиться с автором. Причина того, что появляются дети-сироты в мирное время, не бедствия, а безнравственные и безответственные взрослые. Массовые бедствия и катастрофы все-таки не так часто случаются в мире, чтобы говорить о них как о причине сиротства. Наоборот, распространение социальных язв, наркомании, алкоголизма приводит к тому, что все больше детей оказываются на улице. Естественно, возникает вопрос: разве в этом виновата тяжелая жизнь? Нет, сами люди, которые просто не хотят задуматься о последствиях.
    Читая рассказ А.Лиханова, вспоминаешь страницы рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Герой рассказа Андрей Соколов, потерявший все во время войны, пережил самое страшное в жизни. Но он просто не может видеть, как страдает маленький сирота, желание заботиться о мальчике и любить его пересиливает ожесточение и опустошение, потому что Андрей прежде всего человек. А те, кто бросает детей в угоду собственным удовольствиям, не могут называться людьми. Общество им не поможет, пока не проснутся в них совесть и человечность.
    В заключение хочется добавить: если есть сироты в обществе в мирное время, то это общество неблагополучно. Не пора ли нам всем задуматься, а все ли у нас правильно?

    ОтветитьУдалить